Перейти к содержимому

Суперпейв

Проектирование асфальтобетонных покрытий по методу Superpave

Superpave (от англ. Superior Performing Asphalt Pavements) – это передовой метод разработки составов асфальтобетонов с высокой эксплуатационной надежностью. «Суперпейв» является продуктом Стратегической программы исследования дорожного хозяйства (Strategic Highway Research Program). Инновационная система была разработана в США в 1992 году при участии специалистов из разных стран. Главное достоинство таких асфальтобетонов – повышенный межремонтный срок эксплуатации. Он характеризуется увеличением стойкости дорожного полотна к следующим изменениям:
  • абразивный износ;
  • остаточные деформации;
  • механические повреждения;
  • усталостные растрескивания;
  • низкотемпературное трещинообразование.
Технология Superpave работает благодаря рационально подобранному составу асфальтобетонных смесей с применением современного лабораторного оборудования. Эта система проектирования прошла апробацию в государствах Европы, а также в США, Канаде, Китае и Саудовской Аравии. Еще одна особенность системы «Суперпейв» – это внедрение местных материалов и ресайклинг. Ресайклинг подразумевает использование материалов из старых асфальтобетонных покрытий. Применение покрытия РАП и местного сырья гарантирует экономию в двух направлениях:
  • повторное использование регенерированных покрытий;
  • сокращение затрат на транспортировку материалов издалека.

Основные особенности асфальтобетона по методу Суперпейв

Главная задача этого метода проектирования – прогноз поведения дорожных одежд во времени. Superpave точно определяет физико-механические свойства и поведение асфальтобетона в условиях эксплуатации:

  • трещиностойкость;
  • влагоустойчивость;
  • восприимчивость к колееобразованию;
  • модуль упругости при влиянии разных температур.

Прогнозирование проводится с помощью специальных лабораторных испытаний. Улучшение эксплуатационных характеристик по методологии Superpave происходит за счёт рационального сочетания 3 составных частей:

  1. Проведение испытаний битумного вяжущего.
  2. Проведение испытаний каменных материалов.
  3. Создание объёмного состава и прогноз поведения асфальтобетона.

Подбор битумного вяжущего

Любая асфальтобетонная смесь состоит из минеральных материалов: битума, песка, щебня и гравия. Долговечность итоговой смеси во многом зависит от качества связывающего битума. Технология Superpave предполагает точный подбор битума не по морально устаревшим нормам, а по специально созданной шкале PG Grade.

Классификация PG позволяет определить битумное вяжущее, подходящее для конкретного участка дороги. Выбор битума по шкале PG Grade основан на анализе характеристик в данном районе строительства:

  • особенности природных условий;
  • интенсивность нагрузок при автомобильном движении;
  • максимально высокие показатели летней и зимней температуры за последние 20 лет.

Для оценки параметров вяжущего используются различные показатели:

  • плотность;
  • пластичность;
  • динамическая вязкость;
  • устойчивость к ползучести.

Соответствие этих параметров проверяется при проведении лабораторных испытаний.

Классификация PG

Марки по высокой температуре, °CМарки по низкой температуре, °C
PG 46-34-40-46    
PG 52-10-16-22-28-34-40-46
PG 58-16-22-28-34-40  
PG 64-10-16-22-28-34-40 
PG 70-10-16-22-28-34-40 
PG 76-10-16-22-28-34  
PG 82-10-16-22-28-34  

Требования к каменным материалам

Каменные материалы занимают более 90% массы асфальтобетонного состава. В технологии «Суперпейв» анализируют согласованные и несогласованные свойства этих материалов. В первом разделе параметров рассматривают показатели:

  • количество глинистых и пылеватых частиц;
  • угловатость крупных и мелких зерен;
  • количество зерен различных форм.

Процентное содержание каждой фракции определяет параметры будущей смеси.

Пример. Зерна с отколотыми гранями прямо влияют на сдвигоустойчивость асфальтобетона, так как они повышают внутреннее трение в дорожном полотне.

К несогласованным свойствам относят параметры «материнской» породы:

  • морозостойкость;
  • износоустойчивость;
  • содержание токсичных компонентов.

Итоговая комбинация проверяется на соответствие нормам. Правильный выбор каменных материалов позволяет получить надежный асфальтобетон, который выдерживает деформации и усталостные изменения.

Зависимость нагрузки от процентного содержания различных фракций в асфальтобетонной смеси

Количество проездов осей с расчетной нагрузкой 80 кН по одной полосе

Процент крупных зерен с отколотой гранью, не менее

Пористость неуплотненного мелкого материала, % не менее

Величина песчаного эквивалента, % не менее

Содержание пластинчатых и игловатых частиц, % не более

При глубине слоя менее 10 см

При глубине слоя более 10 см

При глубине слоя менее 10 см

При глубине слоя более 10 см

<0,3

55/-

-/-

40

0,3-3

74/-

50/-

40

40

40

10

3-10

85/80

60/-

45

40

45

10

10-30

95/90

80/75

45

40

45

10

>30

100/100

100/100

45

45

50

10

Объемное создание асфальтобетона

Завершающая стадия проектирования по данной системе – это поиск «идеальной» комбинации и определение нормального содержания всех компонентов. Далее проверяют механические свойства спроектированного объекта при кратковременных нагрузках. В лаборатории смесь максимально уплотняют, используя специальный прибор – гиратор-компактор. В результате приходят к рабочей формуле смеси, которая выдерживает оптимальные нагрузки.

Требования к параметрам уплотнения в зависимости от транспортной нагрузки

Интенсивность движения ESALs, млн

Количество оборотов прибора

Стандартные условия движения

N

N

N

<0,3

6

50

75

Использование на дорогах с очень низкой интенсивностью движения.

0,3-3

7

74

115

Применение на жилых улицах и среднезагруженных природных дорогах.

3-30

8

100

160

Возможно внедрение на государственных трассах и скоростных автомагистралях.

>30

9

125

205

Использование на межрегиональных дорогах в городской и сельской местности.

Примечание: ESALs – суммарное приведенное к расчетной нагрузке число проездов осей с нагрузкой 80 кН.

Практическое применение суперасфальта в России

Более 60% федеральных и региональных дорог в России не соответствуют существующим нормам по качеству. При этом затраты на возведение трасс постоянно растут, а российские дороги стареют быстрее, чем их успевают ремонтировать. Дорожное полотно разрушается под воздействием многих факторов:
  • влияние атмосферных осадков;
  • воздействие температурных перепадов;
  • интенсивное движение автотранспорта.
Новая технология Superpave, давно доказавшая свою эффективность в западных странах, позволяет существенно снизить темпы разрушения. С 2016 года представители дорожной отрасли РФ тестируют суперасфальт на постоянной основе. После успешного внедрения Superpave на 100 участках СЗФО 31 мая 2019 года был утвержден соответствующий ГОСТ Р 58401.1-2019. Система Superpave не полностью пригодна для применения в России, так как она не адаптирована под условия эксплуатации в регионах РФ. Но Росавтодор уже сейчас разрабатывает системы проектирования составов на основе «Суперпейв», которые помогают решить проблемы:
  • уменьшение ремонтных предприятий;
  • сокращение затрат на прокладывание дорог;
  • замена устаревших технических условий автодорожного покрытия;
  • разработка единого состава асфальтобетонных смесей для каждой климатической зоны РФ.

Сравнение с классическими технологиями

Методы и критерии Superpave регулярно совершенствуются. Применение суперасфальта позволяет продлить эксплуатацию дорожных одежд по сравнению с традиционными смесями.

Параметр сравнения

Традиционные покрытия

Суперпейв

Срок эксплуатации

Стандартное дорожное полотно служит до 7 лет.

Асфальт марки «Superpave» используется до 10-12 лет.

Технология

Применение устаревших ГОСТов и СНИПов, не учитывающих реальные условия эксплуатации дорожных покрытий.

Использование передовых технологий: сложный подбор битумного и каменного материалов, а также их тестирование в ходе лабораторных испытаний.


Экономичность создания и реализации

Экономия в 10-20% при строительстве дорожного полотна без использования системы Superpave.

Несмотря на ресайклинг и использование местных материалов, стоимость работы с суперасфальтом на 10-20% дороже классического строительства дорог.

Надежность эксплуатации

Дороги федерального и регионального значения, построенные по традиционной технологии, нуждаются в регулярном обслуживании. Уже на следующий год после ввода дорожного объекта в эксплуатацию проводятся ремонтные работы. А спустя 5 лет требуется полная замена дорожного полотна.

Покрытие «Суперпейв» изначально создается с расчетом длительной эксплуатации. Состав суперасфальта тщательно разрабатывается, а затем тестируется в лаборатории. Итоговый асфальтобетон не нуждается в частом ремонте, что увеличивает экономическую эффективность материала на 30-50%.

 

Мобильные заводы ALmix Непрерывного типа, противоточные
 

Заводы для изготовления Superpave