Асфальт представляет собой смесь битумов с минеральными компонентами – песком и гравием, и может быть как природного, так и искусственного происхождения. В быту под асфальтом часто понимается асфальтобетон, т.е. искусственно созданный каменный материал, который получается посредством уплотнения асфальтобетонных смесей. Изготавливаются такие составы на асфальтных заводах с применением специального оборудования. Этот материал содержит песок, щебень и минеральный порошок филер. Асфальтобетон широко используется при строительных работах и при возведении различных магистральных, городских, дорожных, аэродромных и кровельных покрытий. Используется он также при строительстве мостовых, промышленных, гидротехнических и жилых сооружений. Асфальтобетонные смеси, по сравнению с цементными аналогами, более устойчивы к различным коррозийным воздействиям, но боятся масел и жидкого топлива.
В зависимости от того, при каких температурах может происходить укладка асфальта, его подразделяют на горячий, тёплый и холодный. Горячий искусственный асфальт содержит в себе вязкий битум, который может уплотняться и укладываться при температурах не ниже 120 градусов по Цельсию. Искусственный асфальт может быть тёплым, в этом случае укладка вязкого битума возможна при температуре в интервале от 40 до 80 градусов. Холодный асфальт содержит жидкий битум, который уплотняется при температуре окружающего воздуха от 10 градусов. Битум представляет собой смесь твёрдых или смолоподобных продуктов – производных углеводородов и их кислородных, сернистых и металлосодержащих производных. Битум частично может растворяться в сероуглероде и бензоле, и нерастворим в воде. В зависимости от используемого крупного заполнителя все асфальтобетоны делятся на песчаные, гравийные и щебёночные. В песчаных смесях содержится песок и отсутствуют более крупные заполнители в виде щебня или гравия. Гравийная смесь содержит гравий, песок, битум и минеральный порошок, а в щебёночных составах к вышеперечисленным элементам добавляется ещё и щебень. Горячие и тёплые виды асфальтобетона в зависимости от их использования в дорожных конструкциях подразделяются на плотные, пористые и высокопористые. Плотные используются для покрытия верхних слоёв дороги, а пористые и высокопористые – для основания дорожного покрытия и нижнего слоя.